Аудиометрия слуха: кому показана и как ее проводят

Уровень децибелов в студиях звукозаписи порой зашкаливает. Репетиции, запись, сведение, озвучивание, дубляж – все это доставляет немалые неудобства соседям, если звук просачивается через стены, пол или потолок. Как избежать конфликтов? Можно, например, переехать далеко за город или на пустырь, но лучше сделать качественную звукоизоляцию и продолжать работать в свое удовольствие.

Тональная надпороговая аудиометрия.

При поражении наружных волосковых клеток кортиева органа наряду с понижением слуха возникает повышенная чувствительность к громким звукам и быстрое нарастание восприятия громкости. У таких пациентов интенсивные звуки воспринимаются больным ухом так же громко, как и здоровым, и кроме того, громкие звуки вызывают у человека неприятные, болезненные ощущения.

Такое явление получило название феномен ускоренного нарастания громкости (ФУНГ). При ретрокохлеарном поражении слухового анализатора ФУНГ не возникает. Для выявления этого феномена, то есть для топического определения уровня поражения слухового анализатора используется тональная надпороговая аудиометрия. Существует множество методик определения ФУНГ, наиболее распространенные методы Фоулера, Люшера, sisi-тест.

Тональная аудиометрия и ее результаты

Этот метод аудиометрии применяется отоларингологами наиболее часто. При его проведении на телефоне устанавливается частота звука, а его громкость изменяется до пределов, когда он становится едва слышимым. Итоги исследования оцениваются в децибелах (dB) и сравниваются с показателями нормы.

Результаты тональной аудиометрии фиксируются в виде графика. Горизонтальные линии указывают на частоту звука, а вертикальные линии отображают потерю слуха в единицах измерения. Графики строятся отдельно для правого и левого уха. Воздушное проведение фиксируется в виде прямой линии, а костное – пунктиром.

Результаты тональной аудиометрии могут отображать 5 ступеней нарушений:

  • первый порог (частота 5-10 dB) – проявляется чуть слышимый звук;
  • второй порог (частота 25-30 dB) – пациент может различить 20 % от всех услышанных слов;
  • третий порог (30-35 dB) – различается 50 % слов;
  • четвертый порог (35-40 dB) – пациент слышит 80 % слов;
  • пятый порог (45-50 dB) – различается 100 % произнесенных слов.

Диагностически значимыми являются 1-4 пороги слышимости.

Этапы создания «комнаты в комнате» в студии звукозаписи

Этап 1. Звукоизоляция пола

Этапы создания «комнаты в комнате» в студии звукозаписи

Чтобы звук не распространялся вниз, под стяжку укладывают звукоизоляционную мембрану Липлент ЗиВ с акустическим войлоком, а сверху стяжки – мембрану Липлент ПС. Очень важно, чтобы на полу не было дефектов и трещин, способных пропускать звук даже после укладки такого «пирога». После монтажа индекс шумоизоляции составит 67 дБ.

Читайте также:  Аналоги и заменители препарата Нафазолин, описания и цены в аптеках

Этап 2. Звукоизоляция стен

Этапы создания «комнаты в комнате» в студии звукозаписи

На стене сооружают металлический каркас. На него крепят листы гипсокартона и несколько слоев звукоизоляционных материалов. Максимальный индекс шумоизоляции (68 дБ) можно получить, если скомбинировать их в такой последовательности:

  • Липлент ЗиВ – мембрана с акустическим войлоком клеится на стену.
  • Липлент Зик50 – вибродемпфирующая лента используется для отделки металлических элементов каркаса и крепежей, способных передавать вибрацию.
  • Липлент Зик – вязкоупругая минеральная мембрана с большим объемным весом завершает этот «пирог» с внешней стороны гипсокартона.
  • Поверх Липлент Зик монтируют акустический поролон с рельефной поверхностью, который улучшит звукоизоляцию и сделает помещение эстетичным.
Этапы создания «комнаты в комнате» в студии звукозаписи

Этап 3. Звукоизоляция потолка

На потолке сооружают конструкцию по аналогии со стеной: в нее также включают двухслойную мембрану Липлент ЗиВ, мембрану Липлент Зик с высоким удельным весом и виброизоляционную ленту Липлент Зик50. Конструкция толщиной 67 мм имеет высокий индекс шумоизоляции – 70 дБ. Акустический поролон улучшит внешний вид и придаст помещению гармоничности.

Индекс звукоизоляции в действии – как избавиться от шума?

Для частных домов и квартир наиболее выгодным будет применение мягких звукопоглотителей – у них самый высокий коэффициент поглощения, а степень звукоизоляции обеспечивается с помощью таких строительных материалов, как гипсокартон или плиты МДФ. Кроме того, такая конструкция еще и очень хорошо утеплит помещение.

Индекс звукоизоляции в действии – как избавиться от шума?

Специалисты-акустики в один голос твердят, что такого понятия, как звукоизолирующие материалы, нет. Есть понятие «звукоизолирующие конструкции». Речь о том, что применение какого-то одного изделия не даст нужного эффекта. Дело в природе звука – громкий разговор или звуки телевизора передаются через воздух, то есть образуют воздушный шум. Воздействие непосредственно на стены, пол и потолок (перестановка мебели, топот, падение тяжелых предметов) – это ударный шум.

Индекс звукоизоляции в действии – как избавиться от шума?

Инструменты и исследование

Аудиометрическое оборудование

Аудиометр, преобразователи и кнопка ответа должны быть чистыми. Аудиометры должны соответствовать требованиям по эксплуатации и калибровке соответствующих действующим стандартам BS EN ISO.

Аудиометрическое исследование.

Лицо испытуемого должно быть доступно для наблюдения исследователю. Испытуемый не должен видеть или слышать работу исследователя за аудиометром (во избежание симуляции или аггравации). Во время исследования пациент должен контролироваться через окно (сурдокамеры) или замкнутую телевизионную систему. С пациентом должны поддерживаться звуковая связь.

Чрезмерный окружающий шум влияет на результаты исследования. Окружающий шум не должен превышать установленные стандарты BS EN ISO см. Приложение С. Проблемы с окружающим шумом принципиальны при исследовании костной проводимости, поскольку нет наушников для уменьшения шума. Исследователи должны быть внимательны к периодическому шуму.

Читайте также:  Препарат Тизин и инструкция по его применению

Окружающий шум не должен превышать 35 дБ, если он выше, то исследование следует прекратить.

грамма: особенности проведения аудиометрии и расшифровка ее результатов

метрия — это термин, обозначающий группу методов исследования слуха.

В зависимости от типа используемого звукового материала и техники проведения, аудиометрия может быть тональной, речевой, пороговой, надпороговой, игровой и т.д. Обычно под словом аудиометрия понимается тональная пороговая аудиометрия.

В дальнейшем речь будет идти именно о ней, так как она наиболее распространена и чаще всего используется для подбора и настройки слуховых аппаратов.

Тональная пороговая аудиометрия — один из самых простых и достаточно информативных методов исследования слуха.

Суть метода заключается в определении порогов слуха — звуков наименьшей интенсивности, которые может услышать человек на разных частотах.

Результатом аудиометрии является аудиограмма — графическое изображение порогов слуха. Исследование выполняется с помощью специального прибора — аудиометра.

Тоны подаются с помощью наушников — по воздуху и костного вибратора — по кости. В первом случае звук проходит весь путь, который он проходит в норме — слуховой проход, барабанная перепонка, цепь слуховых косточек, улитка, слуховой нерв — головной мозг. При исследовании по кости звук поступает через височную кость непосредственно в улитку.

Исследование проводят следующим образом — исследуемому последовательно подают тоны разной интенсивности на разных частотах. В случае, если тон слышен — исследуемый нажимает на кнопку (или подает какой либо сигнал).

Последовательно измеряется левое и правое ухо, костная и воздушная проводимость. Пороги слуха измеряются обычно на частотах 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000, 6000 и 8000 герц.

Наиболее значимыми частотами являются 500, 1000, 2000, 4000 герц (так называемые основные речевые частоты).

грамма — результат аудиометрии

Полученные результаты регистрируются на бланке аудиограммы в виде кривых отдельно для левого и правого уха при воздушном и костном звукопроведении. По горизонтали фиксируется частота тона в герцах.

По вертикали — интенсивность тона в децибелах относительно средних нормальных порогов слуха, принятых за ноль. Пороги правого уха обычно обозначают кружочками, левого — крестиками. Кривая правого уха обычно красная, левого — синяя.

Следует отметить, что значения порогов слуха увеличиваются сверху вниз, т.е. чем хуже слух, тем ниже находится порог слуха на аудиограмме.

грамма и слухопротезирование

В первую очередь по аудиограмме определяется требуемая мощность слухового аппарата. Слуховой аппарат должен иметь диапазон настройки с запасом компенсирующий снижение слуха данного пациента.

Читайте также:  Артрит шейного отдела позвоночника симптомы

Форма аудиограммы также важна при подборе слухового аппарата, так как, например, выдвигает требования к минимальному количеству каналов.

Также, форма аудиограммы может определять акустическую конфигурацию, например, при наличии участков низкочастотного диапазона с сохранным слухом может использоваться открытое протезирование (комбинация естественного слуха с усилением аппарата).

метрия является ключевым методом исследования для расчета усиления аппарата, так как существующие формулы усиления берут за основу пороги слуха и пороги дискомфорта, причем современные многоканальные цифровые аппараты имеют возможность независимой настройки усиления для разных частот.

Многие цифровые слуховые аппараты сами имеют возможность проведения аудиометрии (например, сенсограмма у аппаратов Widex).

При этом пороги слуха измеряются самим слуховым аппаратом через ушной вкладыш (для заушных аппаратов) или в корпусе (для внутриушных и внутриканальных), с которыми впоследствии и будут использоваться.

Это возможность позволяет более точно настроить слуховой аппарат, так как влияние ушного вкладыша, корпуса, вентиляционных каналов, анатомических особенностей слухового прохода сводится к минимуму.

метрия — базовая информация для настройки слухового аппарата

Несмотря на большую информативность аудиометрических данных, для подбора слухового аппарата требуются и другие исследования (отоскопия, речевые тесты и т.д.).

Зачастую эффективность тех или иных моделей даже при одних и тех же аудиометрических данных может быть различной в зависимости от причин и давности снижения слуха, возраста, состояния центральной нервной системы и многих других индивидуальных факторов.

Нельзя также не учитывать индивидуальные пожелания относительно внешнего вида, условия использования, финансовые возможности. Именно поэтому, подбором и настройкой слуховых аппаратов занимаются соответствующие специалисты.

ДЕЦИБЕЛЫ И ГЕРЦЫ

Использование децибелов в качестве единицы определения громкости звуковых колебаний обусловлено тем, что человеческое ухо способно воспринимать звуки в широком диапазоне интенсивности. Например, громкость шёпота составляет около 20 дБ, интенсивность шумной музыки может колебаться от 80 до 120 дБ, а громкость реактивного двигателя доходит до 140-180 дБ. Воздействие звука громкостью более 85 дБ в течение нескольких часов может стать причиной временной потери слуха. Превышение порога дискомфорта (более 112 дБ) вызывает стойкие болевые ощущения, и также может вызывать потерю слуха.

Герцы позволяют зафиксировать такое свойство звуковой волны как частотность, или высоту звука. Герц обозначает количество колебаний воздуха в секунду, которые воздействуют на барабанную перепонку. Тональность басов колеблется в диапазоне 50-60 Гц. В среднем, рабочий диапазон человеческого слухового аппарата находится в пределах от 20 до 20000 Гц. Диапазон высоких тонов находится выше 10000 Гц. Человеческая речь имеет частоту от 500 до 3000 Гц.