Показания и противопоказания взятия мазка из зева и носа

Если у человека диагностируется легкое воспаление, врач может не брать мазок из носоглотки. В запущенном случае взятие материла, требуется для выяснения этиологии инфекции.

Подготовка

В большинстве случаев исследование проводится в плановом порядке, то есть человек знает о нем заранее. Врач объясняет пациенту, как подготовиться к взятию мазка, чтобы результаты не оказались ложными. Если человек проходит лечение антибиотиками, их рекомендуется отменить.

Подготовка начинается за день до сдачи анализа:

  • прекращают использование антисептических зубных паст и ополаскивателей для полости рта;
  • вечером рекомендуют легкий ужин;
  • утром в день исследования пациент не чистит зубы и не полощет рот водой;
  • мазок забирают натощак;
  • запрещается курить и жевать жвачку.

Если планируется одновременный забор мазка из носа, человеку рекомендуют прекратить использование назальных капель.

Зачем нужен мазок из зева и носа и как подготовиться к процедуре?

Бактериологический материал, в зависимости от имеющихся у пациента симптомов и целей проведения диагностики, можно брать на анализ для:

Зачем нужен мазок из зева и носа и как подготовиться к процедуре?
  • определения доминирующего вида флоры на слизистой носа и зева (он так и называется – мазок на флору),
  • для поиска конкретного вида бактерий, вызывающих симптомы (например, мазок из носа на дифтерию, или мазок на BL или бациллу Леффлера).

Мазок на микрофлору из носа обычно показывает содержание всех найденных бактерий – как болезнетворных, так и полезных, и это может сбить пациента с толку. Норма обычно предполагает наличие зеленящего стрептококка, эпидермального стафилококка, грибка Кандида и некоторых других бактерий. Однако врачу при расшифровке анализа также следует обращать внимание на количество найденных бактерий, т.к. их соотношение может указывать на имеющиеся у пациента проблемы.

Зачем нужен мазок из зева и носа и как подготовиться к процедуре?

Болезнетворные организмы крайне многообразны, и их полное перечисление можно найти разве что в учебниках и справочниках для врачей-биохимиков. Однако среди наиболее распространенных следует отметить дифтерийную палочку, возбудителя коклюша, грибок Кандида альбиканс (он присутствует и у здоровых людей, однако при нарушениях иммунитета патологически разрастается, вызывая болезнь кандидоз). Часто лаборанты подчеркивают или иным способом выделяют болезнетворную флору в расшифровках анализов.

Показаниями для проведения процедуры бактериологического анализа мазков из носа и зева могут служить следующие состояния:

Зачем нужен мазок из зева и носа и как подготовиться к процедуре?
  • частые насморки и боль в горле,
  • туберкулез,
  • личный контакт с заразным пациентом,
  • ангина с налетом,
  • подозрение на дифтерию носа.

Кроме того, сдать мазок из зева и из носа необходимо также при поступлении ребенка в школу или детский сад с целью выявить инфекционные заболевания, угрожающие другим детям. Если результат нормальный, то ребенку дается разрешение на посещение учебного заведения, если же выявлены отклонения от нормы, то придется пройти дополнительное обследование.

Зачем нужен мазок из зева и носа и как подготовиться к процедуре?

Для получения достоверных результатов анализов пациенту необходимо прекратить прием антибиотиков за 2 недели до проведения процедуры.

Это касается как лекарств в таблетках, так и антибактериальных мазей, спреев и пастилок.

Зачем нужен мазок из зева и носа и как подготовиться к процедуре?

В день взятия мазка необходимо воздержаться от приема пищи и чистки зубов (в том числе использования ополаскивателей для ротовой полости). Непосредственно перед анализом носовая пазуха должна быть очищена путем высмаркивания. На этом подготовка пациента к процедуре заканчивается.

Краткое изложение учебного материала.

Цель взятия мазков из носа и зева – установление характера бактериальной флоры и чувствительности к противобактериальным препаратам при ринитах, ангинах и фарингитах.

Показания: ангины, фарингиты, риниты неуточненной этиологии, отсутствие реакции на лечение.

Противопоказания: невозможность открыть рот (неприязнь, страх, психическое заболевание), ожог лица.

Взятие мазка из зева и носа. Необходимое оснащение: 1. Стерильная пробирка с сухим ватным тампоном. 2. Стерильная пробирка с влажным тампоном. 3. Стерильный шпатель. 4. Перчатки резиновые. 5. Маска. 6. Направление в бактериологическую лабораторию. 7. Штатив для пробирок. 8. Дезинфицирующие растворы. 9. Емкости для дезинфекции.

Техника взятия мазка из зева: 1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения. 2. Вымойте руки. 3. Наденьте маску и перчатки. 4. Усадите пациента перед источником света. 5. Попросите пациента слегка запрокинуть голову. 6. Возьмите в левую руку пробирку с влажным тампоном и шпатель. 7. Попросите пациента открыть рот. 8. Надавите левой рукой со шпателем на язык, а правой рукой извлеките из пробирки стерильный тампон. 9. Проведите этим тампоном по дужкам и небным миндалинам, не касаясь слизистой языка и полости рта. 10. Извлеките тампон из полости рта и введите его в пробирку, не касаясь ее наружной поверхности. 11. Снимите маску и перчатки. 12. Обработайте маску, перчатки и шпатель в соответствии с требованиями санэпидрежима. 13. Вымойте руки. 14. Заполните направление, отправьте пробирку в лабораторию. Оценка достигнутых результатов: Материал на бактериологическое исследование взят и отправлен в лабораторию. Примечание. 1. Рекомендуется сначала обтереть правую миндалину, затем перейти к небной дужке, левой миндалине и в конце — к задней стенке глотки, используя один тампон. 2. При ясно локализованных изменениях материал берется двумя тампонами: из очага и из всех других секторов.

Читайте также:  Вызванные потенциалы головного (ВП) мозга

Техника взятия мазка из носа: 1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения. 2. Вымойте руки. 3. Наденьте маску и перчатки. 4. Усадите пациента. 5. Попросите пациента слегка запрокинуть голову. 6. Возьмите пробирку с сухим ватным тампоном в левую руку, а правой рукой извлеките тампон из пробирки (ваши пальцы должны касаться только пробирки, в которую вмонтирован тампон). 7. Введите тампон вглубь левой, затем правой полости носа. 8. Извлеките и введите тампон в пробирку, не касаясь ее наружной поверхности. 9. Снимите перчатки и маску. 10. Обработайте перчатки и маску в соответствии с требованиями санэпидрежима. 11. Вымойте руки. 12. Заполните направление. 13. Доставьте пробирку в лабораторию или поставьте в холодильник (пробирку можно хранить в холодильнике не более 2-3 часов).

Критерии оценки освоения практических навыков и умений (в рамках текущего контроля):

«отлично» – если студент обладает системными теоретическими знаниями (знает методику выполнения практических навыков, показания и противопоказания, возможные осложнения при диагностических исследованиях и лечебных процедурах, нормативы результатов исследований, правила оформления типовой медицинской документации и др.) и самостоятельно без ошибок демонстрирует выполнение практических навыков;

«хорошо» – если студент обладает полными теоретическими знаниями (знает методику выполнения практических навыков, показания и противопоказания, возможные осложнения при диагностических исследованиях и лечебных процедурах, нормативы результатов исследований, правила оформления типовой медицинской документации и др.) и самостоятельно демонстрирует выполнение практических навыков, допуская при этом отдельные неточности или несущественные ошибки, которые может самостоятельно обнаружить и быстро исправить;

«удовлетворительно» – если студент обладает достаточными теоретическими знаниями (имеет представление о методике выполнения практических навыков, показаниях и противопоказаниях, возможных осложнениях при диагностических исследованиях и лечебных процедурах, нормативах результатов исследований, правилах оформления типовой медицинской документации и др.) и демонстрирует выполнение практических навыков, допуская при этом некоторые ошибки, которые может исправить при коррекции их преподавателем;

«неудовлетворительно» – если студент не обладает достаточными теоретическими знаниями (не знает методику выполнения практических навыков, показания и противопоказания, возможные осложнения при диагностических исследованиях и лечебных процедурах, нормативы результатов исследований, правила оформления типовой медицинской документации и др.) и/или не может самостоятельно продемонстрировать выполнение практических навыков или выполняет их, допуская грубые принципиальные ошибки.

16

Краткое изложение учебного материала.

Цель взятия мазков из носа и зева – установление характера бактериальной флоры и чувствительности к противобактериальным препаратам при ринитах, ангинах и фарингитах.

Показания: ангины, фарингиты, риниты неуточненной этиологии, отсутствие реакции на лечение.

Противопоказания: невозможность открыть рот (неприязнь, страх, психическое заболевание), ожог лица.

Взятие мазка из зева и носа. Необходимое оснащение: 1. Стерильная пробирка с сухим ватным тампоном. 2. Стерильная пробирка с влажным тампоном. 3. Стерильный шпатель. 4. Перчатки резиновые. 5. Маска. 6. Направление в бактериологическую лабораторию. 7. Штатив для пробирок. 8. Дезинфицирующие растворы. 9. Емкости для дезинфекции.

Техника взятия мазка из зева: 1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения. 2. Вымойте руки. 3. Наденьте маску и перчатки. 4. Усадите пациента перед источником света. 5. Попросите пациента слегка запрокинуть голову. 6. Возьмите в левую руку пробирку с влажным тампоном и шпатель. 7. Попросите пациента открыть рот. 8. Надавите левой рукой со шпателем на язык, а правой рукой извлеките из пробирки стерильный тампон. 9. Проведите этим тампоном по дужкам и небным миндалинам, не касаясь слизистой языка и полости рта. 10. Извлеките тампон из полости рта и введите его в пробирку, не касаясь ее наружной поверхности. 11. Снимите маску и перчатки. 12. Обработайте маску, перчатки и шпатель в соответствии с требованиями санэпидрежима. 13. Вымойте руки. 14. Заполните направление, отправьте пробирку в лабораторию. Оценка достигнутых результатов: Материал на бактериологическое исследование взят и отправлен в лабораторию. Примечание. 1. Рекомендуется сначала обтереть правую миндалину, затем перейти к небной дужке, левой миндалине и в конце — к задней стенке глотки, используя один тампон. 2. При ясно локализованных изменениях материал берется двумя тампонами: из очага и из всех других секторов.

Техника взятия мазка из носа: 1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения. 2. Вымойте руки. 3. Наденьте маску и перчатки. 4. Усадите пациента. 5. Попросите пациента слегка запрокинуть голову. 6. Возьмите пробирку с сухим ватным тампоном в левую руку, а правой рукой извлеките тампон из пробирки (ваши пальцы должны касаться только пробирки, в которую вмонтирован тампон). 7. Введите тампон вглубь левой, затем правой полости носа. 8. Извлеките и введите тампон в пробирку, не касаясь ее наружной поверхности. 9. Снимите перчатки и маску. 10. Обработайте перчатки и маску в соответствии с требованиями санэпидрежима. 11. Вымойте руки. 12. Заполните направление. 13. Доставьте пробирку в лабораторию или поставьте в холодильник (пробирку можно хранить в холодильнике не более 2-3 часов).

Читайте также:  Как определить отит у грудничка: симптомы и лечение

Критерии оценки освоения практических навыков и умений (в рамках текущего контроля):

«отлично» – если студент обладает системными теоретическими знаниями (знает методику выполнения практических навыков, показания и противопоказания, возможные осложнения при диагностических исследованиях и лечебных процедурах, нормативы результатов исследований, правила оформления типовой медицинской документации и др.) и самостоятельно без ошибок демонстрирует выполнение практических навыков;

«хорошо» – если студент обладает полными теоретическими знаниями (знает методику выполнения практических навыков, показания и противопоказания, возможные осложнения при диагностических исследованиях и лечебных процедурах, нормативы результатов исследований, правила оформления типовой медицинской документации и др.) и самостоятельно демонстрирует выполнение практических навыков, допуская при этом отдельные неточности или несущественные ошибки, которые может самостоятельно обнаружить и быстро исправить;

«удовлетворительно» – если студент обладает достаточными теоретическими знаниями (имеет представление о методике выполнения практических навыков, показаниях и противопоказаниях, возможных осложнениях при диагностических исследованиях и лечебных процедурах, нормативах результатов исследований, правилах оформления типовой медицинской документации и др.) и демонстрирует выполнение практических навыков, допуская при этом некоторые ошибки, которые может исправить при коррекции их преподавателем;

«неудовлетворительно» – если студент не обладает достаточными теоретическими знаниями (не знает методику выполнения практических навыков, показания и противопоказания, возможные осложнения при диагностических исследованиях и лечебных процедурах, нормативы результатов исследований, правила оформления типовой медицинской документации и др.) и/или не может самостоятельно продемонстрировать выполнение практических навыков или выполняет их, допуская грубые принципиальные ошибки.

16

Как проходит процедура?

Чтобы результаты обследования были максимально достоверными, надо провести забор материала правильно. Для этого пациент должен подготовиться.

Действия больного несложные, все же их важно выполнить. Перед анализом нельзя полоскать рот какими-либо растворами или ополаскивателями: средства могут смыть микроорганизмы со слизистой, и результат не даст правдивых результатов.

Если больной пользуется противомикробными, антибактериальными мазями или спреями для горла или носа, то за 2-3 дня до обследования он должен от них отказаться.

В день сдачи мазка на флору из зева не рекомендуется кушать, пить любые напитки. Пациентам рекомендуют не чистить зубы перед посещением доктора, жевать жвачку нельзя.

Спреи для полоскания способны нейтрализовать большое количество микробов, находящихся в носоглотке пациента.

К моменту забора биоматериала их количество будет минимальным, а доктор получит искаженную картину анализа. Расшифровка не будет содержать информацию о тех возбудителях, которые вызвали недуг.

По той же причине не рекомендуется кушать и пить, чистить зубы. Продукты, жидкость, зубная паста удалят часть микроорганизмов. Расшифровка не покажет реальное количество возбудителей болезней, так как флора изменится.

Чтобы правильно сдать анализ, пациенту нужно как можно дальше откинуть свою голову назад и открыть рот. Доктор должен прижать язык больного с помощью стерильного инструмента.

Как проходит процедура?

После этого врач слегка проводит специальной палочкой по зеву и миндалинам. Инструмент с биоматериалом переносят в емкость, где сохраняется благоприятная для микроорганизмов среда. В этом случае микробы доживут до того момента, как их будут исследовать.

READ Забор мазка на дифтерию

Болезненных ощущений процедура не вызывает. Но у больных может возникнуть рвотный рефлекс, когда доктор прикоснется палочкой к стенке горла. Неприятное чувство длится всего пару секунд и быстро проходит.

Микробный анализ из носа специалист проводит ватной палочкой. Для этого инструмент необходимо ввести в каждую ноздрю и приложить к стенкам.

Видео:

Прежде чем сдавать мазок из носа, больной должен удалить слизь, которая скапливается в ноздрях. При этом не следует использовать спреи или другие препараты.

Взятый материал переносят в лабораторию, где специалист делает посев микроорганизмов. Для определения питательной среды лаборант берет сахарный сироп, шоколад или другие материалы.

Чтобы узнать вид инфекции, биоматериал наносят на стекло, которое отправляют в пробирку, куда налита питательная среда. После такой процедуры стекло переносят под микроскоп, где внимательно изучают. Полученный результат отражается в расшифровке.

Микроскопическое исследование

Бак посев из зева подразумевает нанесение на предметное стекло полученного материала. Его фиксируют с помощью горелки, проводят исследование с использованием иммерсионного масла. Также нередко выполняется окрашивание по Грамму. Вследствие проведения процедуры можно выявить патогенные палочки, кокковую флору, коккобацилы. Специалисты исследуют их морфологические характеристики.

Читайте также:  Лучшие обезболивающие при герпесе — что можно принимать?

Важным диагностическим критерием являются микроскопические признаки бактериальных микроорганизмов. При наличии в материале грамположительных кокков, которые расположены скоплениями, похожими на виноградные гроздья, можно заподозрить, что возбудителем недуга являются стафилококки.

Если коки окрашиваются по Граму положительно и образуют пары или цепочки, скорее всего, причиной патологии являются стрептококки. К грамотрицательной кокковой флоре относят нейсерии. Если в материале присутствуют грамотрицательные палочки, имеющие светлую капсулу и круглые концы, речь идет о клебсиеллах. К небольшим грамотрицательным палочкам относят эшерихии. Также в данную группу входят синегнойные палочки.

Что можно найти при исследованиях мазка из носоглотки

Материалы, полученные из носа и горла, направляются несколько исследований:

  1. Быстрый антигенный тест (чувствительный к частичкам бактерий). Используется при подозрении на стрептококк группы А. Считается точным и чувствительным тестом. Результаты теста готовы через 30 минут.
  1. Посев. При этом исследовании переносят частицы слизи на питательную среду, которая способствует размножению бактерий. Тест показывает разновидность чужеродных микробов. Также определяет чувствительность к антибиотикам. Этот момент важен при отсутствии эффекта от стандартного лечения.
  1. ПЦР анализ. Позволяет узнать разновидности микроорганизмов, которые заселили горло и нос. Выявляется это с помощью ДНК, имеющихся в слизи.
Что можно найти при исследованиях мазка из носоглотки

В мазке из зева и носа обнаруживаются такие организмы, как:

  • Гемолитические стрептококки;
  • Пневмококки;
  • Золотистый стафилококк;
  • Коринобактерии дифтерии;
  • Гемофильная палочка;
  • Менингококк;
  • Листерия.

Практически во всех случаях невозможно выявить заболевание, если не сдавать мазок на флору из носа и зева. Количественное соотношение микроорганизмов означает, что анализы в норме.

Если в итоге исследования обнаружены патогенные микробные агенты, это сигнализирует о развитии инфекционного воспаления. Исходя из результатов анализа и характера болезни, врач может дополнительно назначить мазок из половых органов и мочеточника.

Виды анализов

Биологический материал, собранный в ходе взятия мазка из области зева и носа, отправляется на дальнейшее лабораторное исследование. Для этих целей современные специалисты медицинской сферы применяют следующие информативные методики:

  1. Посевы — в ходе проведения данного исследования частицы слизистых оболочек наносятся на специальную питательную среду, способствующую активному размножению болезнетворных микроорганизмов. Этот вид анализа позволяет выявить наличие конкретных микробов и бактерий в области ротоглотки пациента и определить степень их чувствительности к определенным антибиотическим препаратам, что необходимо для назначения адекватного и результативного лечения;
  2. ПЦР-диагностика — данный анализ представляет собой лабораторное исследование ДНК структур слизистых оболочек пациента. ПЦР-исследование дает специалисту возможность определить разновидности болезнетворных микроорганизмов, заселяющих слизистые носовые оболочки больного;
  3. Антигестагенные тесты — информативная процедура, которая предполагает использование специальных систем, характеризующихся повышенной чувствительностью к частичкам определенных болезнетворных возбудителей. В большинстве случаев данная методика используется при подозрении на наличие стрептококков. Антигестагенные тесты отличаются высокой точностью, а проведение самого исследования занимает не более получаса. Положительный результат теста указывает на наличие заражения определенными видами микробов, отрицательный результат — свидетельствует об отсутствии заражения.

Норма показателя у детей

Эозинофильные гранулоциты входят в состав лейкоцитарной формулы крови. Определить их число проще и надежнее всего с помощью общего анализа крови.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: формула крови у детей: норма

Нормальные индексы эозинофильного катионного белка могут колебаться, что напрямую связано с возрастом. У деток число эозинофильных гранулоцитов больше, чем у взрослых. Так, у новорожденных малышей – до 8%, в детей постарше – до 5-6%.

Показатели, определяющие норму, будут варьироваться в зависимости от лаборатории, проводящей исследование. На это влияют используемые реактивы, оборудование и единицы измерения, принятые в том или ином медучреждении. Большая часть лабораторий определяет число эозинофильных гранулоцитов как процент от общего числа всех лейкоцитов. Т.е. в итоге мы видим не общую численность клеток, а их долю среди лейкоцитов.

Важно иметь в виду, что полученный результат носит относительный характер. Исходя из этой методики, эозинофильные гранулоциты в норме составляют:

Норма показателя у детей
  • для новорожденных деток – от 1 до 6-8%;
  • для малышей-грудничков от 15 дней до года – 1-5%;
  • 1-2 года – 1-7%;
  • 205 лет – 1-6%;
  • 5-15 лет – 1-4%;
  • старше 15-летнего возраста – до 5%.

Существующие таблицы позволяют самостоятельно определить, является ли результат исследования нормальным или имеются отклонения. Чтобы подсчитать абсолютное число эозинофильных гранулоцитов в крови, берется за основу следующая единица измерения: 10^9/л.

Нормой при этом считаются такие показатели:

  • от рождения до года – 0,05-0,4;
  • с 1 года до 6 лет – 0,02-0,3;
  • для детей от 6 лет и взрослых – 0,02-0,5.