Без болячек во рту: основные меры профилактики стоматита у детей

С.Б. УЛИТОВСКИЙ, д.м.н., профессор, засл. врач РФ, засл. стоматолог СтАР, академик Петровской академии наук и искусств и Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы, Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова

Оглавление диссертации Сампиев, Ахмед Таблиханович :: :: Москва

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ.

1.1. Зубочелюстные аномалии, их место в структуре стоматологической заболеваемости населения.

2. Взаимосвязь зубочелюстных аномалий и заболеваний пародонта.

3. Принципы профилактики и лечения заболеваний пародонта.

ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

, объем и условия исследования.

2.2. Методы применения несъемных ортодонтических аппаратов.

2.3. Методы стоматологического исследования.

2.3.1. Определение состояния твердых тканей зубов.

2.3.2. Оценка состояния тканей пародонта.

2.3.3. Определение гигиенического индекса OHI-S (, J.K. Vermillion, 1964).

2.3.4. Определение модифицированного комплексного индекса (МКИ).

2.4. Микробиологические методы исследования микрофлоры полости рта.

2.4.1. Метод определения содержания Streptococcus mutans и Lactobacillus с использованием тест-системы CRT® bacteria.

2.4.2. Молекулярно-генетический метод, основанный на полимеразной цепной реакции (с использованием тест-системы "Мультидент ").

2.5. Методы применения лечебно-профилактических средств.

2.5.1. Стоматологическое просвещение пациентов.

2.5.2. Метод чистки зубов.

2.5.3. Метод проведения профессиональной гигиены полости рта.

2.6. Методы статистической обработки данных.

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

3.1.3. Состояние гигиены полости рта

3.1.4. Результаты сочетанной оценки исходного состояния гигиены полости и тканей пародонта с помощью модифицированного комплексного индекса (МКИ).

3.2. Изменение состояния твердых тканей зубов в процессе ортодонтического лечения пациентов.

3.3. Изменение состояния тканей пародонта при использовании несъемных ортодонтических аппаратов.

3.3.1. Изменение показателей индекса CPI.

3.3.2. Состояние тканей пародонта по индексу РМА.

3.3.3. Состояние тканей пародонта по индексу SBI.

3.4. Динамика гигиенического состояния полости рта (по индексу Green

Vermillion) при лечении пациентов несъемными ортодонтическими аппаратами.

3.5. Изменение показателей модифицированного комплексного индекса (МКИ) при лечении пациентов несъемнами ортодонтическими аппаратами.

3.6. Результаты микробиологических исследований, проведенных в процессе ортодонтического лечения пациентов.

Читайте также:  Вставная челюсть на присосках. Виды, цена, отзывы, правила ухода

3.6.1. Динамика изменения содержания Streptococcus mutans и Lactobacillus в стимулированной смешанной слюне и зубном налете.

3.6.2. Результаты изучения носителъства пародонтопатогенных видов анаэробных бактерий у пациентов с несъемными ортодонтическими аппаратами.

ГЛАВА 4. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ.

ВЫВОДЫ.

Классификация профилактической стоматологии

Главной задачей профилактики в стоматологии является сохранение у человека имеющегося здоровья. И в соответствии с этим исходным уровнем, предупредительные меры могут быть:

  • Первичными, целью которых является сохранение ненарушенного здоровья;
  • Вторичными, направленными на имеющееся заболевание и предупреждение его прогрессирования;
  • Третичными, ориентированные на предупреждение перехода имеющегося заболевания в более тяжелую форму, с развитием осложнений, рецидивов и инвалидности.

Все профилактические меры направлены на решение конкретных стоматологических задач:

  • Снижение уровня интенсивности и распространенности кариесной инфекции – основной проблемы здоровья зубов;
  • Увеличение числа людей, которым не знакома проблема кариеса;
  • Снижение уровня заболеваемости тканей пародонта.

Что делает пародонтолог?

Пародонтолог принадлежит к высококвалифицированным специалистам. Он изучает проблему, проводит диагностику и лечит ткани пародонта . В понятие пародонт входит околозубная ткань, т.е. десны, челюстные кости и связки зуба.

Пародонтолог лечит такие заболевания, как гингивит, пародонтит. Болезнь выражается в отечности, изменении цвета десен, кровоточивости, неприятном запахе изо рта и болезненных ощущениях — жжение, боль, зуд. Чтобы заняться лечением заболевания пародонтолог сначала его диагностирует. Для этого есть специальные методы, в том числе визуальный осмотр. Если стадия заболевания ранняя, то пародонтолог просто удаляет с зубов налет, в карманах десны убирает камни, после чего сглаживает поверхность зубного корня. В запущенных формах пародонтит лечится хирургическим путем.

Деятельность пародонтолога в стоматологии можно разложить на три основных этапа:

  1. Начальный. В этот этап входит визуальный осмотр, диагностика.
  2. Хирургический. Проводится лечение.
  3. Профилактический. Включает поддерживающую терапию.

Пародонтологу необходимо обладать широкими знаниями для осуществления подбора необходимой терапии антибиотиками. В своей работе он прибегает к реанимационным препаратам и стоматологическому оборудованию.

Читайте также:  Что такое эндодонтическое лечение зубов?

Посетить пародонтолога следует, когда появились заболевания ротовой полости. Но лучше проводить профилактику, что поможет предотвратить серьезные изменения структуры тканей во рту. Пародонтолог сможет опознать ранние признаки заболевания и провести его профилактику.

Помощь пародонтолога потребуется, если видна оголенность шейки зуба, есть покраснением кровоточивость десен, присутствует неприятный запах и вкус во рту. Врач справится с гноетечением и изменит угол наклона зубов, который появляется в связи с воспалением и разрушением околозубной ткани по причине попадания инфекции.

Регулярные осмотры врача стоматолога позволяют уберечь зубы и десны от разрушения, возникающего из-за болезни.

III. Приложения

Москва, 1988 г.

Приложение 1

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ

СОДЕРЖАНИЕ

П-1. 1) Воспитателю ясельной группы детей —

Профилактика стоматологических заболеваний

у детей дошкольного возраста П-1. 2) Воспитателю детского сада —

у детей дошкольного возраста П-1. 3) Учителю школы —

Профилактика стоматологических заболеваний у школьников.

ВОСПИТАТЕЛЮ ЯСЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ П-1.1.

Профилактика стоматологических заболеваний у детей дошкольного возраста

Профилактика болезней зубов включает комплекс мероприятий, про­водимых среди детей педиатрической и стоматологической службами района совместно с районным отделом народного образования. Предуп­реждение болезней зубов и десен, а также зубочелюстных деформаций у детей очень тесно связано с выработкой у них здоровых привычек;

  1. Воспитывать у детей культуру питания. Не допускать употребле­ ния детьми сладостей (конфеты, сладкое печенье) в промежутках меж­ ду основными приемами пищи.
  2. Беседовать с родителями о вреде сахара для зубов и о необходи­ мости ограничения сладостей в питании детей дома. Рекомендовать родителям не приучать ребенка к конфетам, печенью, пирожным и не давать эти и другие сладости детям с собой в группу.
  3. Отучать детей от вредных привычек, таких как сосание соски, пальцев, закусывания щек, губ.
  4. Включать в игры и занятия с детьми элементы гигиенического ухода за полостью рта.
  5. Создавать необходимые условия и помогать стоматологу и дру­ гому медицинскому персоналу в проведении плановых профилактичес­ ких мероприятий среди детей.
III. Приложения

ВОСПИТАТЕЛЮ ДЕТСКОГО САДА

Читайте также:  Всё о вывихах. Симптомы, первая помощь, лечение, реабилитация

Профилактика стоматологических заболеваний у детей дошкольного возраста

Профилактика болезней зубов у детей включает комплекс меропри­ятий, проводимых педиатрической и стоматологической службами рай­она совместно с районным отделом народного образования. Предуп­реждение болезней зубов и десен, а также зубочелюстных деформаций у детей во многом зависит от воспитания у них здоровых привычек: чем раньше ребенок приобретает здоровые привычки, тем меньше риск возникновения у него заболеваний. Поэтому на воспитателе ле­жит обязанность:

  1. Обучить ребенка гигиеническому уходу за полостью рта и обес­ печить, чтобы он чистил зубы ежедневно перед дневным сном зубной щеткой и пастой. Необходимо также убедить родителей в необходимос­ ти помогать ребенку чистить зубы дома перед сном.
  2. Не допускать избыточного потребления детьми сахара. Не разре­ шать родителям давать ребенку с собой в группу конфеты, печенье и другие сладости.
  3. Систематически включить в игры и занятия детей элементы гиги­ ены полости рта, сведения о здоровой и вредной для зубов пище, а так­ же воспитывать у детей положительное отношение к стоматологическим профилактическим мероприятиям и лечению зубов у стоматолога.
  4. Своевременно предупреждать и устранять вредные привычки у детей (сосание пальцев и различных предметов, закусывание губ, щек).
  5. Оказывать содействие и создавать необходимые условия стома­ тологу и другому медицинскому персоналу при проведении плановых профилактических мероприятий среди детей.

Москва, 1988 г.

Приложение 1

СОДЕРЖАНИЕ

Москва, 1988 г.

Приложение 1

СОДЕРЖАНИЕ

Москва, 1988 г.

Приложение 1

СОДЕРЖАНИЕ

Общее понимание профилактики в стоматологии

Профилактика – это предупреждение заболеваний зубов, десен и слизистой рта. Выделяют 3 ее типа:

  1. Первичная профилактика. Заключается в мерах, предотвращающих патологические состояния.
  2. Вторичная. Состоит в устранении заболеваний зубов и пародонта: кариеса, пульпита, гингивита, пародонтита и других.
  3. Третичная. Включает восстановление целостности зубочелюстного аппарата: протезирование, хирургические операции, имплантацию.
Общее понимание профилактики в стоматологии

Также профилактику подразделяют на ту, которую пациент проводит самостоятельно, осуществляемую врачом и реализуемую на общегосударственном уровне. Последний вид подразумевает просвещение населения о необходимости гигиены, правильного питания и своевременного лечения.